Первым письмом в моей коллекции, адресованным на Святую Гору, было письмо, представленное на ил. 21. Вначале меня привлек входящий штемпель Константинополя, который встречается совсем не часто, потом же я обратил внимание на оттиск личного штампа на сургуче этого письма. На нем четко читается «М.Г. Чеховъ» - ил. 21а. Позднее, в музее А.П. Чехова в Ялте, мне удалось выяснить, что родной дядя великого русского писателя Антона Павловича Чехова, Михаил Егорович Чехов, проживавший также в Таганроге, был основателем и казначеем благотворительного братства помощи монастырям, а двоюродный дядя (известны только его инициалы «М.Г.») также был членом это «братства». Вероятно, он имел отношение к корреспонденции, отправлявшейся на Афон, т. к. писем с его печатью я имею несколько, и, быть может, даже занимался их отправкой от всего «братства». На обороте письма имеются рукописные надписи, сделанные уже на Афоне: «Имена выписаны и отвечено 23 августа иеромонахом Даниилом» и «Майкоп Павел Иванович Бычков». Это может быть свидетельством того, что некто отправлял пожертвование или платил за «Чин поминовения» в монастыре опосредованно через таганрогское «братство», а М.Г. Чехов занимался обработкой и пересылкой такой корреспонденции. Более детальной информации, я, к сожалению, до сегодняшнего дня найти не смог.
Денежные письма в адрес русской общины на Афоне - предмет особого интереса именно благодаря особому пути их следования через накопительные пункты на подворьях Афонского монастыря, а точнее, тому, что их особым образом маркировали и приписывали. На ил. 22 и 23 приведены лицевые и оборотные стороны писем в Одессу в адрес русского Афонского Ильинского подворья. Первое отправлено из села Архангельское-Голицыно (Пензенская губ.), второе из г. Данков (Рязанская губ.). На них проставлены следующие специальные штампы:
Ил. 24. - «О.А.И.П. 190_ г. № р. к.» - штамп входящей регистрации Одесского Афонского Ильинского Подворья (О.А.И.П.).
Ил. 25. - «въ Одесскомъ складЪ было 190 г.» - еще один дополнительный штамп транзита через этот пункт. Из этого становится ясно, что денежная корреспонденция накапливалась в пункте, а затем, вероятно, нарочным передавалась на Афон.
Ил. 26. - «Получено [число] [месяц] 1901 г.» - такая же надпись от руки (ил. 27).
Поскольку подавляющее большинство денежных писем шло через подворья, денежные письма, отправленные обычным путем прямо в монастырь крайне редки. Одно из таких писем из моей коллекции приведено на ил. 28. Оно было отправлено 7.10.1908 в адрес канцелярии Андреевского скита на Афоне из Санкт- Петербурга и франкировано на 17 коп. На оборотной стороне виден только другой способ пересылки денег, но и является очень редким примером того, как входящая корреспонденция хранилась в архиве на Афоне. Письмо было послано простой почтой из г. Тим (Курская губ.) 27 февраля 1892 г. через Одессу и Константинополь на Афон. По прибытии оно, по адресу отправителя, было сличено с оболочкой денежного пакета, установлено их соответствие, были сделаны соответствующие пометки об ответе на это письмо, и, далее, лицевая сторона денежного пакета подклеена к оборотной стороне простого письма и так хранилась.
На ил. 29а изображение с отогнутой подклеенной лицевой частью денежного пакета, под которой видна франкировка и транзитные штемпеля простого письма. Это также очень редкий пример входящей корреспонденции, обычно, когда такие письма попадали в частные руки, подклеенные лицевые стороны отрывались (ил. 30).
Предыдущее письмо интересно еще и тем, что подклеенная лицевая часть (точнее, весь конверт для денежного пакета) напечатана типографским способом и является бланком. Известны также и конверты для простых писем с напечатанным бланком адреса на Афон. Можно предположить, что такие бланки конвертов печатали в монастырской типографии на Афоне и распространяли по церковной линии, либо через паломников, хотя это только предположение. Но поражает разнообразие этих бланков! На ил. 31-36 показаны некоторые примеры лицевых сторон, иллюстрирующие это разнообразие.
Еще один интересный факт доставки корреспонденции представлен на ил. 37 и 38. Оба письма, судя по франкировке, отправленные заказными (20 коп.), были получены в Константинополе и далее переданы в турецкую почту для доставки на Афон. На обоих письмах турецкие штемпеля: входящие «CONSTANTI- NOPLE GALATA ARRIVEES» и прибытия «MONT ATHOS». Скорее всего такой способ доставки был связан с регламентом времени прохождения заказной корреспонденции - ближайший рейс парохода РОПиТ в сторону Афона был вне графика этой доставки, и русская почта переправила письмо через турецкую.
Михаил Крамаренко